Вчера был странный очень спокойный день, один из тех, что тянутся бесконечно долго, и вам начинает казаться, как будто время летит где-то в параллельном пространстве, а для вас оно остановилось. Тихий, пасмурный, серый, дождливый воскресный день, который мы заполнили обычной семейной рутинной суетой, скелетами китов, динозавров и прочей «живности» в музее природы, пирожными и выпечкой из кондитерской на нашей улице, работающей даже в воскресенье, благодаря трудолюбивой хозяйке-португалке. Юля отчего-то заснула в семь часов вечера, притулившись на диване, Петя учил стихотворение про осенние листья, заданное в школе… Мне вдруг пришло в голову, что прошло ровно два месяца с тех пор, как мы вселились в нашу арендованную квартиру в Медоне, и 82 дня с момента приезда во Францию, и захотелось оглянуться назад и подвести итоги.
Совсем короткий срок, если подумать. Два месяца назад мы въехали в пустую квартиру с кучей чемоданов и двумя надувными матрасами, которые наш кот очень быстро превратил в подобие дуршлага (ну ладно, дуршлага с небольшим количеством дырочек). Мы были полны оптимизма, и тот факт, что просыпаемся мы почти на полу и среди ночи приходится поддувать убогое подобие кровати, совсем не огорчал нас.
Сейчас наше жилище вполне обустроено и готово к приему гостей. И гости приходят. И приезжают. Я думаю, что самое большое наше достижение за эти два с половиной месяца — это интернациональный круг общения, которым мы сумели обзавестись, поэтому одиночество, которым кое-кто пугал меня перед отъездом, судя по всему, нам не грозит. Нам очень повезло, что в окрестностях Парижа также проживают замечательные русская Лиза и француз Марк, моя давняя подруга Ольга и ее испано-итальянский жених Ринальдо, люди, которых мы всегда рады видеть и принимать в своем доме. У Пети появилась чудесная подруга Ребекка, светловолосая восьмилетняя красавица, дочка Лизы. Соседи французы, милая семейная пара, чьи дети ровесники наших, очень быстро завязали с нами знакомство, так что и их, и наши отпрыски теперь периодически наведываются друг к другу в гости, а взрослые уже успели опустошить пару бутылок шампанского на территории друг друга к обоюдному удовольствию. И я думаю, что это общение перерастет в итоге в «дружбу семьями».
Перед отъездом во Францию я читала на некоторых форумах в сети много негатива относительно особенностей французского характера, мол они и холодны, и надменны, и слишком индивидуалисты и т.п. К счастью, здесь в Медоне мы ничего такого пока не заметили. А может быть у нас просто иное представление о нормах поведения. Дружелюбие, которое проявляют здесь местные жители, пусть не такое пылкое и шумное, как дружелюбие итальянцев, но я могу ощущать его каждый день, встречаясь со знакомыми и незнакомыми. «Здравствуйте», «Хорошего вам дня», «Прошу прощения» и т.д. — слова, ставшие для них стандартом, вовсе не звучат лицемерно, как об этом часто можно услышать у нас в России. И лично мне очень приятно видеть вокруг себя улыбающиеся, доброжелательные и приветливые лица (пусть даже улыбка эта результат хорошего воспитания).
Забавно, но мне доставляет удовольствие сортировать мусор. Когда я складываю бумагу в отдельный пакет или выбрасываю бутылки в специальный контейнер для стекла, я чувствую свою причастность к общему важному делу. Хотелось бы еще увидеть, куда все это стекло-бумага потом отправляется, и что из него получается в результате переработки.
Мы по-прежнему чувствуем себя идиотами, когда кто-то пытается с нами объясниться по-французски, но, как мне кажется, момент, когда я, сдавшись, задаю коронный вопрос «Parlez-vous anglais?» наступает уже не через две, а через 10 секунд с начала разговора, что тоже можно назвать достижением. Мы с Максом два раза в неделю посещаем курс французского для иностранцев, пусть не очень интенсивный, но все же дающий какой-то результат.
Дети не говорят. Но у них появился заметный интерес к французским словам. Юля стала просить читать ей книжки на французском, и с удовольствием слушает, как я, коверкая слова негнущимся языком, пытаюсь их прочесть. Петю хвалят в школе, у него хорошо идет математика (как говорит наш французский сосед — это русская особенность :)), но и те небольшие стихотворения, которые задает учительница, он рассказывает довольно неплохо.
Самое главное, что у обоих детей появились друзья в школе. Петя уже даже успел побывать на дне рождения у Виктора (ударение на «О»), сына наших соседей, который учится в параллельном классе. И я, признаться, восхищаюсь Анн-Лор, мамой Виктора, которая организовала праздник для 13 ребятишек у себя дома, несмотря на присутствие полугодовалой малышки, младшей дочери. Дети галдели и топали так, что в нашей квартире, расположенной этажом ниже, но с другой стороны, потолок буквально сотрясался.
Я нашла своего парикмахера, в двух шагах от дома. Милая девушка Сильви, болтушка и хохотушка. Когда мы с детьми проходим мимо стеклянной стены ее салона, она приветливо машет нам рукой и улыбается детям. Как сказал один мой друг «Ну, раз ты нашла своего парикмахера, значит ты точно уже местный житель.»
И мы все еще боремся с Оранжем (местный мобильный оператор). Но эта борьба вошла в режим пассивного перемирия, когда обе стороны затаились и ждут действий с противоположной стороны. По правде говоря, жизнь без возможности сделать исходящий звонок оказалась на деле не такой уж и катастрофической. Благо, дома есть интернет, а следовательно, и возможность использовать другие источники связи.
Деньги как и прежде улетают как ветер, но я замечаю, что по прошествии двух месяцев, перестала переводить евро в рубли и больше не пугаюсь цен. Кстати, после отключения внутреннего конвертера, я стала заметно спокойнее вести себя в магазинах. Хотя цены на вина по-прежнему радуют.
Мне очень не хватает общения с моими близкими подругами. Естественно, есть Skype, Whats Up, Facebook и прочие достижения человечества, но это все такие суррогаты по сравнению с возможностью выбежать из дома на полчасика и выпить вместе чашечку кофе в кондитерской «Ля Рошель», что на улице Белинского в Нижнем Новгороде. Или сходить небольшой компанией в маленький подпольный кинотеатр на Покровке…
Мы съездили в Нормандию, в Версаль, катались на кораблике по Сене, ходили в музеи, и гуляли, гуляли, гуляли… Париж и Франция предоставляют просто безграничные возможности по проведению свободного времени, поэтому вопрос «куда бы податься, например, в выходной» сводится к процессу выбора наиболее интересного и всем подходящего в данный момент места.
У нас еще куча дел: не закрыт вопрос по медицинской страховке, не предоставлен ВНЖ, испытательный срок у Макса на работе все еще в силе. Но мы постепенно переходим из режима приспособления в режим жизни, а значит, Франция нас приняла.