Я считаю, что нам повезло с соседями. Причём, не только с соседями по площадке и по подъезду, но и с соседями по кварталу и даже по городу. Хотя, моя подруга Кристина, живущая в Париже, считает, что и соседям с нами тоже очень повезло. Наверное, так и есть. А всё потому, что мы соблюдаем простые правила добрососедства, принятые в Запарижье.
С соседкой, живущей этажом выше, я познакомилась буквально в первый день после переезда в Медон. Мы вместе ехали в лифте, я была с детьми, и она первая обратилась ко мне с обычными вопросами: кто мы, откуда, сколько лет детям, итд. На английском, кстати. Вот и разговорились. Оказалось, что её дети того же возраста и ходят в те же школы, что и наши. Буквально через неделю они пригласили нас на «drink» к ним домой. И сама Анн-Лор, и её муж Сирил оказались очень приятными соседями, а их дочь Жанн и наша Юлия прекрасно ладят и общаются и в школе, и дома. Да и Петя с Виктором находят общий язык, хоть и не стали самыми близкими друзьями.
Правило №1 Если соседи сами идут к вам навстречу, нужно благодарно принять их внимание и ответить тем же.
В нашем подъезде на каждый этаж приходится по две квартиры. Со своими соседями по площадке мы познакомились не сразу. Я первое время подозревала, что наш сосед Оливье — молодой папа-одиночка, поскольку регулярно видела его, провожающего свою дочь в школу, но почему-то ни разу не видела его жену. Я даже у Анн-Лор об этом поинтересовалась, вызвав, как мне показалось, удивление, смешанное с подозрением «русская девица хочет заманить холостяка», это я прочла в её взгляде. Но потом я наконец-то увидела нашу соседку, высокую и очень симпатичную молодую женщину. Она мне тогда не показалась приветливой, я не думала, что мы можем хоть как-то подружиться. Мы ограничивались утренними «бонжурами», и на этом наше знакомство заканчивалось. Первое моё общение с Натали произошло, когда у Юли случилась очень неприятная травма (читайте Месячник болезней). Я была дома одна с детьми, слегка запаниковала, не зная точно кому звонить и куда везти малышку, поэтому первое, что я сделала — побежала за помощью к соседям по площадке. И Натали немедленно пришла на выручку: позвонила в службу скорой помощи, взяла Петю к себе, пока мы с Юлей были в больнице. Стоит ли говорить, что мы были очень тронуты этой отзывчивостью и выразили нашу благодарность, пригласив Натали, Оливье и их детей к нам на ужин. Сейчас мы прекрасно общаемся, помогаем друг другу с детьми (наша Юлия и их Таис лучшие подружки), а буквально через неделю мы приглашены к Натали и Оливье на свадьбу: на самом деле они поженились в прошлом году в мэрии, а в этом году решили обвенчаться в церкви и устроить себе и близким праздник.
Правило №2. Не нужно стесняться обращаться за помощью, когда она действительно необходима.
В нашем доме шестнадцать детей (от полугода до 9 лет), десять из которых живут в нашем подъезде. Вот тут нам безусловно повезло: мы можем шуметь, галдеть, топать, грохотать, истерить, вопить, играть в квартире в футбол, и никто нам плохого слова не скажет. Ибо понимают. Ибо сами в такой ситуации. Иногда нам приходится забирать одного-другого из школы, или наоборот отводить их в школу, или брать их к себе на обед, когда работники школьной столовой устраивают забастовку, или выводить их гулять. И это прекрасно, потому что взаимно. Потому что Натали может прислать мне смс с предложением сводить Юлю в кукольный театр, а Анн-Лор позвать её к ним пообедать и поиграть. А дети знают, что если вдруг что-то случиться, они всегда могут прибежать к соседям. Про полив цветов, присмотр за котом, приём почты у курьера и прочие мелочи я даже не говорю. А ещё я заметила, что наши соседи очень рады, когда и у них появляется возможность оказать нам услугу.
Правило №3. Не обязательно ждать, когда соседи к вам обратятся за помощью, можно самим предложить её.
С другой соседкой, пожилой женщиной с верхнего этажа, мы виделись исключительно в подъезде, дальше вежливого обмена приветствиями общение не заходило, хотя пару раз в лифте за полминуты поездки с нулевого на второй этаж, она пыталась нам рассказать про своего русского мужа, который, увы, скончался. Кроме того, мы регулярно слышали, как гремит мусор, брошенный ею в мусоропровод, которым почти никто в нашем доме не пользуется. Однажды Макс собрался повесить то ли полку, то ли шкафчик в детскую. Едва он успел просверлить первое отверстие, раздался звонок в дверь. На пороге стояла наша пожилая соседка, с таким замученным лицом, что можно было подумать, будто перфоратор поднял её среди ночи, и она уже часа два, как не может заснуть. «C’est invivable» (сет’анвивабль), — сказала она, что означало полную невыносимость её сосуществования с нашей дрелью. Мы убрали дрель и продолжили с ней вежливо здороваться. Но с тех пор у ней появилось подпольное имя «Мадам Анвивабль». Неожиданно, в одну из наших встреч, мадам Анвивабль обратилась ко мне с вопросом, не нужны ли мне русские книги. Её покойный муж оставил что-то, и она была готова этим с нами поделиться. Так я побывала в квартире мадам Анвивабль. Оказывается, её муж Игорь Пружан эмигрировал в Европу с родителями еще в 1920 году. Он был актером, играл в труппе Эрики Манн, дочери Томаса Манна, потом в 30-е годы переехал во Францию. Я узнала также, что Марина Влади, будучи десятилетней девочкой, именно у нас в Медоне впервые вышла на сцену в Центре Святого Георгия, где преподавала танцы её мать (вот интересная статья, на которую я наткнулась впоследствии http://www.sovsekretno.ru/articles/id/2962/). Книжку, кстати, я тоже взяла. «Другие берега» Набокова, издание 1954 года.
Мадам Пружан (ака Анвивабль) оказалась милой и приветливой соседкой, мы даже обсуждали потенциальный фуршет а-ля рюс у неё или у нас. Жаль, пока руки не дошли до этого.
Правило №4. Даже если первый контакт с соседом не заладился, не стоит отказываться от второго.
Когда мы завели собаку наш спектр общения резко расширился до уровня квартала и района:
«Старик из дома напротив» — пожилая, но весёлая ретриверша Ундина- немножко странный, немножко ворчливый, ему лет сто на вид, но он рассекает на скутере, а иногда уезжает куда-то на машине и возвращается с охапкой цветов и корзиной овощей. Наверное, у него есть огород. Цветы он ставит на стол во дворе и разбирает их на букеты. Он женат, но его жена редко выходит гулять с собакой, я почти не вижу её. Раньше при встрече он, как мне кажется, подкалывал меня на тему моего российского происхождения, упоминая то Сталина, то Путина, то «товарищей», что заставило меня подозревать его в снобизме, а потом он даже слегка обиделся: когда он стал напевать песню времен второй мировой, я спросила, не воевал ли он, на что он пробурчал «нет, я слишком молодой».
Клэр Дюжонк — трёхлапая маленькая белая собачка Текс — мы с ней познакомились и разговорились в парке. Оказалось, она ведет театральный кружок в Медоне. Теперь Петя у ней занимается.
Женщина за 50 из последнего подъезда по имени Сильви Пито — старая черная мохнатая собачка Сирен — спокойная милая женщина, её сын изучал русский язык в лицее. Сейчас она практически не выходит, у неё рак легких, она неоднократно проходила химиотерапию, но в этот раз дела совсем плохи 😦
«Мужчина с багетом» из соседнего квартала — лохматый добродушный пёс, типа большой болонки — он всё время с собачкой и всё время с багетом. С ним всегда можно поговорить о погоде и он всегда тебе улыбнётся и поздоровается даже через дорогу.
«Приятная блондинка лет 47» — слегка агрессивный йоркширский терьер Гуччи — Она работает, у ней есть сын, она живет в соседнем квартале и не может днем гулять со своим Гуччи. Поэтому, днём с ним гуляет очень-очень пожилая «седовласая мадам, живущая в нашем доме». С ней приятно поговорить, но она ни черта не помнит. Поэтому каждый раз мы с ней всё начинаем с чистого листа: моё происхождение, сколько лет моим детям, мальчики они или девочки, дружит ли наша собачка с Гуччи. Я привыкла и не напрягаюсь. И в очередной раз узнаю, что она училась в школе Jules Ferry, когда эта школа была еще чисто девичьей, что её сестра живет в Америке, что в Медоне много русских, что Гуччи не её собачка и т.д. Немножко «день сурка», зато языковая практика.
Я не буду перечислять всех наших знакомых собаководов — это займёт у нас с вами слишком много времени. Благодаря им я себя ощущаю жителем деревни, где все друг друга знают. Только вот никак не решу, какое правило под номером 5 можно вывести из всего этого: «Завести собаку», что-ли?
Татьян, когда у тебя наберется заметок на целую книгу и ты ее издашь, я буду первая в очереди на покупку и получение автографа😃
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо! А кого записывать в очередь? 🙂
НравитсяНравится